Новые «подходы», что будет дальше?…

3tKXHhtAEf8Недавно мы все узнали об изменениях в стоимости и порядке оплаты услуг ЖКХ. Про существенный рост стоимости воды, газа и электричества говорить не буду — здесь более-менее все понятно — действующие цены не соответствуют реальным затратам, хотя вопросы остались. Например, к обоснованности роста стоимости воды в Минске в 3,5 раза (!). А введение НДС на газ и электричество это как раз к теме статьи.

То, что рост стоимости услуг ЖКХ неизбежен, думаю, понятно всем. То, что существующая система перекрестного субсидирования, когда часть стоимости услуг для граждан компенсируется более высокой ценой для предприятий или доплатами из бюджета, должна быть со временем ликвидирована тоже понятно. В качестве примера, в декабре 2015 года для нашей компании выставлены следующие тарифы: за воду — 22 876 руб./м3, за электроэнергию — 2 607/кВтч; для граждан эти цифры — 2 515 руб./м3 (в Минске) и 589-1980 руб./кВтч (в зависимости от варианта расчета). Как говорится — почувствуйте разницу!

Вопрос в другом — когда наши «нормотворцы» закончат изгаляться в придумывании решений, призванных, по большому счету, прикрыть (обосновать) очередной рост цен или увеличение налогов и пошлин. На мой взгляд, честнее и прозрачней был бы простой рост тарифов и ставок. В качестве примера таких «новшеств» возьмем оплату за лифт. Была статья в «жировке», теперь их станет две и с разным механизмом расчета. При этом, по моему мнению, оба механизма не логичны, хотя под них и подвели какое-то обоснование. Электроэнергия для лифта будет оплачиваться по числу жильцов в квартире, а техобслуживание по площади.

При этом электроэнергию почему-то взяли по «средним» расчетам, хотя, как было отмечено, есть счетчики на лифт в каждом доме — в чем проблема считать по факту? А если лифт сколько-то дней был неисправен? Дома и сами лифты разные, с разным потреблением энергии, режимом использования и т.п., но люди все равно будут платить единый тариф! Здесь же и проблема первых, а зачастую и вторых этажей — почему те, кто не пользуется лифтом, должны за него платить?

Оплата техобслуживания (ТО) лифта по площади также, на мой взгляд, имеет противоречия — в однокомнатной могут жить 5 человек, а в 3-х комнатной один. Если хотите отдельно ТО лифта выделить и можете ее посчитать, то включайте логику, если нет — включайте в статью «общее ТО дома» — там тогда и будет оплата по площади.

Результатом всех этой «ловкости рук» с разделением статей стал банальный рост стоимости услуг «за лифт» — для средней «двушки» и семьи из 3-х человек примерно с 30 тыс. до 50. Вот и весь «фокус». Плюс вместо одного показателя, появилось два, что дает дополнительные возможности для будущего «роста». И говорить про «незначительность» здесь не приходится — средняя семья заплатит только за лифт более 600 000 рублей в год и это при том, что почти 60% работающих в стране зарабатывают в месяц до 6 млн. рублей, а ведь иные расходы и цены тоже не «дремлют».

Очень похожий «фокус» государство ранее сделало с т.н. «транспортным налогом». Как всегда цели были заявлены благородные — ремонт и развитие дорог, но механизм реализации и «стоимость» этого «проекта» вызывают вопросы. Например, мне не понятно, почему при продаже (гибели, утрате) авто в период «оплаченного периода» нет возможности вернуть часть пошлины или зачесть при покупке нового авто. Объяснения МНС по поводу «оплаты трудозатрат» даже комментировать не хочется — настолько они «притянуты за уши» и не соответствуют заявленным целям. В итоге, человек, оплативший пошлину, рискует многократно повторить эту далеко недешевую процедуру в случае смены авто, причем не только сам, но и «сотоварищи»…

Во всех странах существуют проблемы налогов и изыскания источников финансирования госрасходов. Естественно, что эти вопросы воспринимаются обществом не безболезненно. При этом, чем сложнее экономическая ситуация в государстве, тем острее эти вопросы. Наступивший 2016 году ожидается очень непростым — это стало очевидно уже всем. Поэтому считаю, что в вопросах налогов, пошлин и сборов государство должно действовать максимально аккуратно и открыто, не изобретая постоянно новые механизмы изъятия, чтобы случайно не скатиться до «подходов» пресловутого Принца Лимона из «Чипполино» и его налогов «на воздух» и «осадки»… 

P.S. Чуть позже появилась новость о подорожании отопления и горячего водоснабжения. Но тут уже отмечу «старые» подходы — постановление Совмина от 20 января, а вступает в силу с 1 января! Вроде бы еще не платили за январь, вроде бы и проблемы нет, но вопрос именно в принципах и в подходах, в алгоритме подготовки документов и в отношении к людям. Ведь так просто: объявить «правила игры» до ее начала…