Чемодан без ручки?…

В еженедельнике «Белорусы и рынок» №3 от 27.01.2018 года вышла моя статья под названием «Страхование машин дешевеет», предлагаю к прочтению немного измененный для блога вариант. Далее речь пойдет о корпоративном сегменте, хотя основные моменты касаются и физических лиц.

Автомобиль остается «двигателем» страхового рынка Беларуси, но «обслуживать» его страховщикам становится с каждым годом сложнее.

Для большинства юрлиц страхование, связанное с транспортом, ограничивается обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСГО и Зеленая карта) и КАСКО.

«Джентльменский набор» транспортных компаний шире и содержит еще страхование ответственности перевозчика и экспедитора, грузов, от несчастных случаев и болезней при выезде за границу. «Продвинутые» перевозчики добавляют в портфель страхование от несчастных случаев водителей и пассажиров, увеличивают застрахованные по ОСГО и «зеленым картам» лимиты через добровольное страхование ответственности (ДГО — см. Примечания). Многопрофильные компании приходят к страхованию складских запасов, иного имущества и другим видам. А кто доходит до формирования соцпакета, используют страхование жизни и ДМС.

Примечания:

Красноречие цифр

Детализированной статистики за 2017 год пока нет, впрочем и принципиальных изменений по сравнению с 2016-м годом не произошло. В 2016 году 52 % сборов по всем обязательным видам пришлись на ОСГО и Зеленую карту. Взносы по КАСКО составили 25,6% сборов по всем добровольным видам и 45,3% в имущественном страховании.

В сегменте юрлиц доля КАСКО в имущественном блоке — 42,2%. КАСКО – лидер и по количеству договоров у юрлиц по имущественным видам – почти 74 000, у физлиц почти на 21 000 меньше.

В добровольном страховании ответственности доля перевозчиков и экспедиторов по сборам составила 25,1%.

Убыточность растет

Обеспокоенность вызывает убыточность основных «транспортных» видов страхования и, в первую очередь, КАСКО. Отношение выплат к взносам в этом виде по итогам 2016 года в сегменте юрлиц составило 79,8%, за 1-е полугодие 2017 года — 90,3%, при этом у 5 страховщиков из 14 уровень выплат превысил 100%!

С учетом особенностей статистики и порядка урегулирования эти цифры можно смело увеличивать на суммы неурегулированных убытков, выплаты экспертам и иные сопутствующие расходы.

Средняя выплата по КАСКО в 1-м полугодии 2017 года в сравнении аналогичным периодом 2016 года почти не изменилась – 1342,2 руб. против 1351,3 руб., но упал средний взнос – 1018,3 руб. против 1098,4 руб. хотя количество договоров выросло на 4000! При этом средняя выплата превысила средний взнос. При почти 100% убыточности впору задаться вопросом: это страхование или благотворительность?

Игра на понижение

Таков сейчас рынок: клиенты «играют» на понижение, конкуренция растет. Страховщики концентрируются на сохранении клиентской базы любой ценой, а ее расширение, в большей степени, становится результатом перераспределения страхователей. Ряд клиентов, считающих себя (часто ошибочно) «ценными», буквально ходит по кругу, выбивая себе лучшие условия. Падение взносов бумерангом сказывается на финансовом результате и устойчивости страховщиков.

Многие скатываются в демпинг. Только подумаешь, что ниже уже нельзя, как слышен «стук снизу». За последние годы тарифы по КАСКО упали в полтора-два раза. Многое зависит от возраста и количества машин. При этом средние тарифы по тягачам стремятся к 1,2-1,3% от страховой суммы, легковым машинам — к 3%, хотя еще недавно приемлемыми считались 1,8%-2% и 3,5-4% соответственно. Смертным боем страховщики «бьются» за новые авто и большие парки – в этих случаях тарифы иногда опускаются ниже пределов разумного.

На тренд накладывается падение цен на автомобили — ведь к ним привязаны страховые суммы, хотя стоимость ремонта не уменьшается.

При этом количество выплат у юрлиц растет: в 2015 году — 45 924, в 2016 – 47 211, по итогам 2017 года ожидается около 53 000! На три договора приходится примерно две выплаты.

Клиенты желают сохранить уровень сервиса и лояльность, парки обновляются, много машин на гарантийном обслуживании, что стимулирует требования со стороны страхователей.

За последние годы состав общего парка юрлиц изменился. Если раньше его львиную долю составлял грузовой транспорт, в первую очередь, международных перевозчиков, то сейчас вырос сегмент легковых и коммерческих авто, что влияет на рост убыточности. Не редкость запросы на страхование 40-60 легковых машин от какой-нибудь транспортной, сервисной или фармацевтической компании.

Клиент проблемный, но верный

При всем этом корпоративный сектор остается наиболее верным и устойчивым к кризисам страхователем. Если физлица снизили число договоров по КАСКО с 75-85 тыс. в 2008-2009 г.г. до 53 тыс. в 2016 году, то юрлица только наращивали объемы — с 38 тыс. до 74 тыс. договоров соответственно, продолжили рост и в 2017 году.

Страховая «сознательность» юрлиц, особенно частной формы собственности, мне кажется более высокой, хотя зачастую стимулируется требованиями законодательства, банков и лизинговых компаний, условиями заключенных договоров. Но к хорошему привыкают быстро, особенно когда это не требует огромных затрат.

В настоящее время страховщики пытаются справиться с ситуацией – отказываются от заведомо убыточных клиентов, до последнего держат тарифы, вводят франшизы, но получается пока не очень эффективно. На мой взгляд, сокращение числа страховщиков в последние годы, взаимная информированность и корпоративная солидарность все-таки должны повысить иммунитет отрасли к демпингу.

Страхователям рекомендую взвешенно подходить к предложениям рынка. Для многих ключевым фактором является стоимость. Это важный показатель, но более правильным будет выбирать страховую услугу по объему защиты и качеству и только потом оценивать тариф.

Высокая цена полиса не гарантирует лояльность страховщика, но с особой осторожностью стоит относиться к очевидно заниженным тарифам — они могут быть результатом ограничений или признаком политики компании, не заботящейся о своей устойчивости.