Старые «болячки» автотранспортного страхования…

Несколько лет назад я уже писал об одном из слабых мест страхования КАСКО — т.н. «дефектах эксплуатации». Приведу цитату:  «И наступлю на старую «мозоль» страховщиков: проблему «дефектов эксплуатации» надо решать, еще неизвестно, что больше отталкивает людей от страхования — кризис или придирки по поводу дефектов, приводящих иногда просто к абсурдным ситуациям. Тем более, что пути решения этих вопросов, с сохранением интересов всех сторон, на мой взгляд, есть». Тема касается и обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев (ОСГО).

Кратко суть: если на каком-то элементе автомобиля, до наступления страхового случая, были повреждения, то при его наступлении и расчете возмещения, их потенциальный ремонт не учитывается. Пример: была царапина на двери — дверь нужно было красить, в результате ДТП появилась еще одна царапина, которую опять же нужно красить — в результате страховая компания ничего (или почти ничего) не заплатит. В подтверждение — реальная история на Онлайнере. Сталкиваемся в своей работе с похожими ситуациями довольно часто. Проблема в том, что элемент (дверь, капот, бампер и т.п.) рассматривается при определении стоимости ремонта целиком, «дефекты» учитываются, как правило, по наличию, а «соразмерность» слишком субъективное понятие.

Тема старая и неоднозначная, но, на мой взгляд, решаемая — было бы желание. И если в ОСГО есть ограничения объективного характера, то в КАСКО поле для «маневра» более широкое. Это добровольный вид — условия определяются страховщиками. Вопрос работы с «дефектами», на мой взгляд, это вопрос условий и тарифов. Частично он уже решен — у некоторых компаний есть положение о том, что если автомобиль был принят на страхование без «дефектов», то при наступлении страхового случая, появившиеся «дефекты» не учитываются. Но такими авто бывают не всегда. Что делать если уже есть единичные и незначительные сколы, царапины или потертости? Считаю, что в таких  случаях, можно делать выплату с заранее установленным понижением, например, за «чистый» элемент 100%, а при наличии «дефектов» 50% или использовать небольшую франшизу (50-70USD). В некоторых случаях возможен частичный ремонт (покраска) элемента — недавно у нас так было на служебном авто. Почему не оплатить только этот объем? С проблемой «потребительского экстремизма» и мошенничества можно бороться, работая только со счетами с СТО по факту ремонта, плюс соответствующая тарификация. Считаю, что если хотим сохранить КАСКО, то темой «дефектов» нужно заниматься плотнее, особенно на фоне постоянного улучшения условий ОСГО.