Бурное обсуждение вызвала новость о запрете страховым компаниям инвестировать средства страховых резервов в недвижимость.
Для тех кто не в курсе — страховые резервы — это денежные фонды, которые формирует страховщик из уплаченных взносов и использует исключительно на выплаты страхового возмещения. По сути, резервы — это основа страхования, поэтому вопросы их учета и сохранности жестко регулируются законодательством и находятся под пристальным контролем госрегулятора. На условиях возвратности, прибыльности, ликвидности и диверсификации страховщики должны размещать (инвестировать) резервы в строго определенные инструменты (ценные бумаги, депозиты, драгметаллы, недвижимость и др.). И вот с 1 июля 2015 года наши страховщики, в отличии от большинства своих иностранных коллег, не смогут инвестировать в недвижимость.
Хорошо это или плохо? На мой взгляд, вопрос дискуссионный. Очевидно, что поводом для такого решения стали проблемы, выявленные Минфином в БНСПФ (Мега полис) и Би энд Би иншуренс Ко. Но стоило ли лишать весь рынок целого инструмента инвестирования из-за частных нарушений, тем более с учетом тех полномочий, которые регулятор имеет с 1 июля т.г.?
Высказывается правильное мнение о высоких рисках, которые таит в себе недвижимость как объект инвестиций: трудности с оперативной реализацией, завышенность цен, риски повреждения (гибели), физический износ и др. Однако, здесь стоит отметить, что доля недвижимости в инвестициях страховщиков сейчас не может быть больше 20%, но при необходимости, норматив можно было бы понизить или каким-то иным образом изменить, сохранив сам инструмент. Варианты к обсуждению: временный мораторий на инвестирование в недвижимость, учет таких инвестиций с каким-то дисконтом по отношению к резервам (по аналогии учета залога в банке), утверждение перечня видов объектов недвижимости, разрешенного к инвестированию, установление предела по общему метражу (стоимости, местоположению), использование разрешительного механизма.
Кроме этого, вряд ли кто-то будет спорить, что любой вид размещения (инвестирования) сопряжен с рисками и у каждого инструмента, при комплексном анализе его эффективности, есть свои положительные и отрицательные стороны. Недавняя 3-х кратная девальвация национальной валюты, текущие инфляционные процессы и девальвационные ожидания — вещь реальная, а страховые выплаты по очень многим страховым продуктам прямо или косвенно привязаны к доллару (евро) при том, что взносы оплачиваются в рублях. Неизвестно, что может оказаться лучше в сложной ситуации: 3-х кратное обесценение денежных активов или полугодовая задержка в реализации объекта недвижимости с дисконтом в 30% или даже 50%.
Поэтому страховщик и должен обладать широким набором инструментов инвестирования и размещения в которые он будет (с учетом озвученных выше 4-х принципов) размещать средства страховых резервов с целью их сохранения. Ведь в итоге, самое главное, не должен пострадать страхователь, особенно в группе видов, относящихся к страхованию «жизни», где сроки договоров исчисляются годами и даже десятилетиями.