Сегодня отмечается Всемирный день памяти жертв ДТП — надо заострить внимание людей на проблеме смертности и травматизма в результате дорожных аварий.
Мы проводим за рулем достаточно большое число времени, но каждый конкретный водитель, к счастью, с авариями лично сталкивается не часто. Но если взглянуть на общие цифры, то они просто ужасны — по данным ООН в мире погибает в ДТП более 1,2 млн. человек, травмы получают десятки миллионов. И вот на фоне этого у меня появилось две мысли.
Первая. Сегодня — 16 ноября — ГАИ призывает всех водителей включить ближний свет фар в память о жертвах ДТП — абсолютно верное решение. Аналогичные призывы звучат в дни начала/завершения школьных каникул, что также верно. Но у меня возникает вопрос — если всем, особенно ГАИ — службе, которая непосредственно «разгребает» все ДТП и их последствия, очевидно, что ближний свет днем — это повышение безопасности, то почему за 11 лет с момента отмены никому не удалось (или никто не пытался?) убедить Лукашенко вернуть «ближний свет» на наши дороги? Или у нас дорожная обстановка лучше чем в Европе и ездим мы аккуратней?
Кстати, с момента отмены «ближнего света» общее число всех видов транспортных средств в Беларуси с 2004 по 2013 год выросло на 35,4%, при этом рост числа легковых авто граждан на 60,2%, предприятий на 18,5%. Думаю, что существенно выросла доля новых автомобилей, в которых включение ближнего света предусмотрено автоматически. Да и вообще, говорят, что люди стали жить богаче, парк обновился, выросла средняя стоимость автомобиля. Может пора перестать «экономить на лампочках» и снова вернуться к этому вопросу?
Вторая. Буквально сегодня утром смотрел сюжет об очередных автоновинках и обратил внимание, что при представлении почти каждой модели, корреспондент делал упор на ее мощностные и скоростные характеристики. Производители увеличивают мощности новых автомбилей. Для каких целей? Ведь основная масса все равно будет передвигаться по дорогам массового использования и в городах.
Да, говорят, что средняя мощность растет за счет роста продаж кроссоверов и внедорожников, но растут мощностные характеристики и в рамках одной модели. И я не говорю о суперкарах, типа Ламборгини. Например, популярный Джаз от Хонды — до 2008 г.в. — 83 л.с. и разгон 14,1 сек. до «сотни», в модели с 2011 г.в. — уже 100 л.с. и 12,6 сек; популярный у молодежи Мини Купер эволюционировал в этих показателях со 175 л.с. и 7,1 сек. до 192 л.с. и 6,7 сек. соответственно; «домашний» Golf с движком 1,6 в мощности почти не вырос — со 102 л.с. до 105 л.с., зато в динамике сбросил почти 2 сек. — с 12,5 до 10,7.
Но вся эта «избыточноть» в итоге выезжает на дороги, создавая дополнительные риски, добавляя в дорожное движение драйва и агрессии, рождая ДТП, подобные недавней аварии на ул.Ванеева в Минске, когда неопытнй водитель не смог «обуздать» 345-сильную мощность своего Доджа или наезду на остановку на ул.Есенина БМВ под управлением пьяного водителя, что в каждом случае привело к двум смертям.
Думаю, что «приструнить» производителей вряд ли удастся — они следуют пожеланиям покупателей, но вот иметь возможность принудительного занижения (за счет установки специальных технических устройств) мощности и скорости для автомбилей нарушителей ПДД было бы неплохо. Также давно, на мой взгляд, напрашиваются в серийном исполнении устройства, определяющие алкогольное и наркотическое опьянение водителя, и не позволяющие ему принять участие в дорожном движении при положительном результате проверки.