Думаю, что уже многие знают об очередном шаге Нацбанка по «дедолларизации» экономики. Я уже писал о том, что в целом поддерживаю эту идею, но у меня есть сомнения в своевременности ее реализации и есть вопросы к некоторым решениям, особенно в части страхования.
Если кратко, то суть Постановления Правления НБРБ от 26.08.2015 г. №515, в части страхования, следующая: к запрету на страхование физических лиц добавились и юридические лица. Нацбанк оставил небольшой перечень видов (договоров) страхования связанных с экспортом, международными перевозками и финансовыми рисками.
Как обычно, вслед сразу пошло разъяснение (к сожалению, пока не умеем писать документы с однозначным толкованием) в котором говорится о последней дате завершения исполнения обязательств по договорам заключенным до 16.09.2015, а именно — 31.12.2015 года. Но сегодня я не об этом.
Согласно документу — он вступает в силу после официального опубликования. Экономическое сообщество (причем далеко не все) узнало об этом Постановлении днем 15-го, а 16-го оно уже вступило в силу. В Беларуси, к сожалению, это стало обычной практикой — вчера ты еще ничего не знал, а завтра у тебя уже иные правила игры. Считаю, что такие варианты вступления в силу нормативного акта должны применяться только в крайних случаях, когда это обусловлено особенностями регулируемого вопроса, какими-то рисками для экономики и государства.
Уважаемые юристы госорганов, обращайте на это внимание! Юридические факультеты, учите этому студентов! Есть же прекрасные варианты, например — «с 1-го числа месяца, следующего за днем опубликования» и иные. Если документ комплексный, то всегда есть возможность разделения сроков вступления в силу для разных положений (пунктов). Предприятия должны успеть воспринять новые требования и принять решения.
Всегда лучше когда документ вступает силу с 1-го числа месяца. Когда в середине месяца меняются правила игры — это очень болезненно переносится, создается база для нарушений и последующих штрафов. В разговорах часто слышу мнение, что, возможно, все это делается специально, чтобы проверяющие органы потом могли словить «свою рыбку». Мне же лично кажется, что «теории заговора» тут нет, а есть банальная невнимательность к этому вопросу.
Что касается 515-го, то эта ситуация нас чуть не коснулась очень и очень серьезно. Мы, как страховой брокер, имеем право принимать иностранную валюту на свой счет (кассу) от страхователей, после чего перечисляем ее в полном объеме на счет страховщика в установленные сроки. В Постановлении 72 от 2004 года, которое и было изменено Постановлением 515, был специальный пункт (25.9-1), касающийся данного вопроса и его отменили в общей массе. Это просто чудо, что у нас 15-го был день перечислений, иначе бы деньги зависли на нашем счете: принять-то приняли, а перечислить не можем. «Зависла» пока только одна маленькая сумма и, скорее всего, ее придется возвращать клиенту. Конечно, через запросы и разрешение, мы бы потом, наверное, решили эту проблему, но почему мы и наши клиенты должны напрягаться в этом вопросе? При этом, когда проект этого документа еще «гулял» по инстанциям с непонятными перспективами и приходил в БАС, то мы в своих комментариях этот вопрос озвучивали. Очень надеюсь, что такие случаи будут сводится к минимуму.