Западня срока исковой давности…

Тема срока исковой давности редко всплывает при освещении страховых вопросов общего характера. Думается, что для большинства клиентов (страхователей) и коллег (не работников юридических служб), это вообще не тема «для размышлений». Упоминание о ней вызывает ассоциации с судами, исками и юридическими нюансами. И в целом — так оно и есть. Однако в нашем деле данный вопрос имеет существенную особенность, но обо всем по порядку.

В соответствии со статьей 856 ГК РБ по требованиям, вытекающим из договоров имущественного страхования и страхования ответственности, устанавливается общий срок исковой давности (три года – ст. 197 ГК РБ), исчисляемый со дня окончания действия договора страхования.

Для большинства имущественных видов особой проблемы в этом не существует, т.к. события, которые могут быть признаны страховым случаем, носят, как правило, очевидный характер, оперативно фиксируются и заявляются страховщику (пожар, авария, ДТП и т.п.). Владельцы залитых офисов, похищенных грузов и разбитых машин заинтересованы в скорейшем получении страховых выплат и тянуть время не в их интересах.

При этом по ряду видов (договоров) страхования ответственности событие, которое может быть признано страховым случаем, выявляется не сторонами договора, а компетентными органами в ходе различных проверок. Например, налоговых, когда выявляется факт причинения вреда страхователем контрагенту при осуществлении бухгалтерской или аудиторской деятельности.

Очевидно, что сроки проверок могут превышать установленные сроки исковой давности, особенно на фоне либерализации в этой области, в итоге вред, причиненный в застрахованный период, выявляется за пределами этих сроков. Получается, что  страхователь будет иметь право на страховую защиту только в течение трех лет со дня завершения своего полиса?

Такая ситуация приводит к нарушению интересов не только страхователя, но и его контрагента — ведь одно дело получить выплату от страховщика и совсем другое взыскать ущерб с виновника.

Данный вопрос касается, в первую очередь, страхования профессиональной ответственности бухгалтеров, аудиторов, налоговых консультантов, нотариусов, а также инженеров и архитекторов по проектно-изыскательской деятельности, у которых причинение вреда из-за допущенных ошибок, также может произойти через много лет после окончания срока страхования.

Столкнулись с подобной ситуацией на практике. Бухгалтерская компания непрерывно страховала свою профессиональную ответственность с 03.10.2012 по 02.10.2016 год, заключая договоры сроком на 1 год. Налоговая проверка у контрагента прошла в апреле 2018 года, были выявлены нарушения по налогу на прибыль и НДС, совершенные в 2013-2014 годах, применены пени на сумму 1 767,72 рубля (ущерб). На обращение страхователя страховщик отреагировал однозначно – срок обращения по этим нарушениям истек в 2017 году.

Мы не единожды поднимали уже этот вопрос на разных уровнях, но ситуация кардинально не меняется. Анализ действующих правил белорусских страховщиков по теме исковой давности показал, что их можно разбить на 3 группы. В 1-й группе те, кто никак не освещает этот вопрос, во 2-й, самой многочисленной, четко указаны нормы ГК РБ. В 3-й группе пока всего две компании, которые недавно изменили правила и показали, что понимают проблему, попытавшись как-то решить ее в пользу клиента.

С первыми двумя группами все ясно, ведь даже если тема в правилах не освещена, то есть действующая норма ГК. Что касается 3-й, то «чудес» там нет, а есть именно попытки решения, но на общем фоне это уже что-то.

Одна компания для договоров, в которых требование потерпевших основано на результатах проверки компетентного органа, увеличивает срок на 2 года (см. Выдержку 1), а вторая для аудиторов, бухгалтеров и налоговых консультантов на 1 год, вводя понятие «периода ожидания» (см. Выдержку 2).

Увеличивать срок обращения — это один из способов, но есть и второй, который применила одна из этих двух компаний для архитекторов и инженеров-проектировщиков — увеличивать срок страхования, в данном случае на срок проектных и строительно-монтажных работ по объекту, в отношении которого осуществляются проектные работы (см. Выдержку 3).

Не могу комментировать чисто юридическую и судебную сторону данной темы — пусть выскажутся юристы, может в судах картина выглядит иначе и страхователи могут отстоять там свои интересы. Но думается, что приведенные выдержки из Правил подтверждают наличие проблемы и необходимость двигаться в направлении ее решения. Мне немного странно видеть пассивность коллег в этом вопросе, тем более, что свои шаги можно (да и нужно) увязать с увеличением страховых тарифов, ведь увеличенные сроки ответственности — это больший риск, который стоит дополнительных денег.

Данный вид страхования постоянно развивается. По данным БАС – в 2016 году в отношении только бухгалтеров, аудиторов и инженеров-проектировщиков, собрано 467,1 тыс. рублей и заключено 783 договора! Время не ждет, предприятия ждут от рынка адекватных условий страхования.

В качестве итога. Что можно сделать:

  1. На уровне законодательства – по линии страхового сообщества подготовить соответствующие изменения в ГК РБ, например, в ГК РФ в аналогичной статье (ст. 966 ГК РФ) нет привязки к окончанию срока договора страхования;
  2. На уровне страховщиков:
  • Увеличивать сроки «ожидания» — например, до 10 лет;
  • Увеличивать сроки страхования – например, до 5 лет (сейчас, как правило, максимальный срок — 1 год).

Решения, предложенные в пункте 2, не нужно вводить огульно, они могут касаться тех видов (договоров) по которым есть проблема.

Выдержка 1

Требование признаётся обоснованным, если оно в соответствии с законодательством подлежит удовлетворению (влечёт ответственность страхователя (ответственного лица) за причинённый вред) и заявлено не позднее трёх лет со дня окончания срока действия договора страхования, а в случае если требование выгодоприобретателя к страхователю (ответственному лицу) основано на результатах проверки компетентного государственного органа или организации, оконченной по истечении трёх лет со дня окончания срока действия договора страхования – не позднее пяти лет со дня окончания срока действия договора страхования;

Выдержка 2

Для аудиторов, аудиторских организаций, организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих бухгалтерские услуги, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по налоговому консультированию, срок действия договора страхования состоит из двух периодов: срока страхования и периода ожидания. …. Период ожидания – период времени продолжительностью 4 года (после окончания срока страхования), в течение которого может быть выявлен факт причинения вреда имуществу (имущественным правам) третьих лиц в результате ошибок и упущений Страхователя (его работников) при осуществлении профессиональной деятельности.

Выдержка 3

Договор страхования по всем видам профессиональной деятельности, кроме осуществления деятельности архитектора, инженера (в части проектирования), может быть заключен на срок от 1 дня до 1 года включительно. При страховании профессиональной ответственности архитектора, инженера (в части проектирования) договор страхования может быть заключен на срок проведения страхователем (ответственным лицом) проектных работ, а также на период строительно-монтажных работ по объекту, в отношении которого страхователем (ответственным лицом) осуществляются проектные работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *