Ущерб есть, а страховки нет…

Выполняю обещание разобрать ситуацию с въехавшим в дом трактором. Когда попадаются подобные статьи на страховую тематику всегда хочется разобраться в сути и понять — чего там больше, реальных профессиональных «косяков» или недопонимания и эмоций.

Разбираться в особенностях страхования довольно непростая работа, требующая определенных знаний, опыта и времени. Однобоко поданные материалы звучат громко, но в итоге не работают на интересы страхователей.

Вот и в этой истории недосказанность создала, на мой взгляд, неоднозначность восприятия с негативным уклоном по отношению к системе страхования в целом.

Итак, из материала следует, что дом был застрахован по договору обязательного страхования. Условия данного вида определены Главой 12 «Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь» (Указ №530 от 25.06.2006 г.) и перечень страховых случаев в нем меньше, чем в аналогичных добровольных видах.

Если кратко, то в рамках обязательного договора строение страхуется на случаи: стихийных бедствий и опасных явлений природы, высокого уровня воды при половодьях и паводках, выхода подпочвенных вод, просадки грунта, землетрясения, удара молнии, пожара, взрыва, аварии отопительной системы, водопроводных и канализационных сетей, падения летательных аппаратов (полный перечень указан в п.106 Положения).

Как видим, ДТП и иные действия «третьих лиц» не входят в перечень страховых случаев по договору обязательного страхования (в отличие от добровольного), поэтому и страховая компания «в компенсации ущерба отказала» абсолютно правомерно.

Здесь стоит отметить еще одну важную особенность о которой многие забывают — страховая сумма по обязательному страхованию строений составляет 50% от их страховой стоимости (страховой оценки). Это означает, что страховое возмещение выплачивается в размере 50% от размера ущерба. Например, в результате половодья дому причинен ущерб на 1000 рублей, возмещение составит 500 рублей.

Данный вид вводился в далеком 1997 году с целью защитить в первую очередь интересы жителей сельской местности, чьи частные жилые дома регулярно страдали от паводков, ураганов и иных природных опасностей. С учетом этих целей был реализован простой и недорогой механизм страховой зашиты. Не без особенностей, но в целом система работает, например, в 2020 году было заключено 959 061 договоров и произведено 13 730 выплат на общую сумму 5,0 млн. рублей, в 2021 году сумма выплат выросла до 6,4 млн. рублей. Улучшить объем и качество страховой защиты всегда можно за счет полиса добровольного страхования.

Теперь про последствия отсутствия у собственника погрузчика договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСГО).

Случаи, когда у виновника ДТП должен быть полис ОСГО, а его нет, также как и случаи повреждения в результате ДТП недвижимого имущества, не являются редкими и порядок действий в таких ситуациях предусмотрен законодательством. В этом случае выплату потерпевшему производит Белорусское бюро по транспортному страхованию. Не возникает вопросов с оценкой и наличием средств у виновника, весь процесс урегулирования находится в правовом поле. Порядок обращения в Бюро здесь. Также можно проверить наличие полиса ОСГО онлайн.

В очередной раз отмечу некорректность фраз типа «будь транспортное средство застрахованным» в контексте ОСГО. Да, на бытовом уровне многие так говорят, имея в виду ОСГО, а не КАСКО, но все же стоит разделять страхование ответственности и имущества, особенно в публичном пространстве. Это формирует у людей правильное понимание процессов и снижает поле для конфликтных ситуаций.

16.08.2022 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *