В еженедельнике «Белорусы и рынок» №3 от 27.01.2018 года вышла моя статья под названием «Страхование машин дешевеет», предлагаю к прочтению немного измененный для блога вариант. Далее речь пойдет о корпоративном сегменте, хотя основные моменты касаются и физических лиц.
Автомобиль остается «двигателем» страхового рынка Беларуси, но «обслуживать» его страховщикам становится с каждым годом сложнее.
Для большинства юрлиц страхование, связанное с транспортом, ограничивается обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСГО и Зеленая карта) и КАСКО.
«Джентльменский набор» транспортных компаний шире и содержит еще страхование ответственности перевозчика и экспедитора, грузов, от несчастных случаев и болезней при выезде за границу. «Продвинутые» перевозчики добавляют в портфель страхование от несчастных случаев водителей и пассажиров, увеличивают застрахованные по ОСГО и «зеленым картам» лимиты через добровольное страхование ответственности (ДГО — см. Примечания). Многопрофильные компании приходят к страхованию складских запасов, иного имущества и другим видам. А кто доходит до формирования соцпакета, используют страхование жизни и ДМС.
Примечания:
- Лимит по полису ОСГО за вред «железу» всего 10 000 евро, поэтому рекомендую обратить внимание на вопрос соответствия лимитов возможному ущербу!
- По Зеленым картам, оформляемым в Россию и Украину, рекомендую увеличивать застрахованные лимиты своей ответственности через ДГО. В этих странах тоже установлены небольшие лимиты урегулирования страховых случаев, например, в РФ — за вред имуществу всего 400 000RUR. Кроме этого, полис ДГО одного из наших страховщиков позволяет иметь защиту даже на случай возмещения «морального вреда»!
Красноречие цифр
Детализированной статистики за 2017 год пока нет, впрочем и принципиальных изменений по сравнению с 2016-м годом не произошло. В 2016 году 52 % сборов по всем обязательным видам пришлись на ОСГО и Зеленую карту. Взносы по КАСКО составили 25,6% сборов по всем добровольным видам и 45,3% в имущественном страховании.
В сегменте юрлиц доля КАСКО в имущественном блоке — 42,2%. КАСКО – лидер и по количеству договоров у юрлиц по имущественным видам – почти 74 000, у физлиц почти на 21 000 меньше.
В добровольном страховании ответственности доля перевозчиков и экспедиторов по сборам составила 25,1%.
Убыточность растет
Обеспокоенность вызывает убыточность основных «транспортных» видов страхования и, в первую очередь, КАСКО. Отношение выплат к взносам в этом виде по итогам 2016 года в сегменте юрлиц составило 79,8%, за 1-е полугодие 2017 года — 90,3%, при этом у 5 страховщиков из 14 уровень выплат превысил 100%!
С учетом особенностей статистики и порядка урегулирования эти цифры можно смело увеличивать на суммы неурегулированных убытков, выплаты экспертам и иные сопутствующие расходы.
Средняя выплата по КАСКО в 1-м полугодии 2017 года в сравнении аналогичным периодом 2016 года почти не изменилась – 1342,2 руб. против 1351,3 руб., но упал средний взнос – 1018,3 руб. против 1098,4 руб. хотя количество договоров выросло на 4000! При этом средняя выплата превысила средний взнос. При почти 100% убыточности впору задаться вопросом: это страхование или благотворительность?
Игра на понижение
Таков сейчас рынок: клиенты «играют» на понижение, конкуренция растет. Страховщики концентрируются на сохранении клиентской базы любой ценой, а ее расширение, в большей степени, становится результатом перераспределения страхователей. Ряд клиентов, считающих себя (часто ошибочно) «ценными», буквально ходит по кругу, выбивая себе лучшие условия. Падение взносов бумерангом сказывается на финансовом результате и устойчивости страховщиков.
Многие скатываются в демпинг. Только подумаешь, что ниже уже нельзя, как слышен «стук снизу». За последние годы тарифы по КАСКО упали в полтора-два раза. Многое зависит от возраста и количества машин. При этом средние тарифы по тягачам стремятся к 1,2-1,3% от страховой суммы, легковым машинам — к 3%, хотя еще недавно приемлемыми считались 1,8%-2% и 3,5-4% соответственно. Смертным боем страховщики «бьются» за новые авто и большие парки – в этих случаях тарифы иногда опускаются ниже пределов разумного.
На тренд накладывается падение цен на автомобили — ведь к ним привязаны страховые суммы, хотя стоимость ремонта не уменьшается.
При этом количество выплат у юрлиц растет: в 2015 году — 45 924, в 2016 – 47 211, по итогам 2017 года ожидается около 53 000! На три договора приходится примерно две выплаты.
Клиенты желают сохранить уровень сервиса и лояльность, парки обновляются, много машин на гарантийном обслуживании, что стимулирует требования со стороны страхователей.
За последние годы состав общего парка юрлиц изменился. Если раньше его львиную долю составлял грузовой транспорт, в первую очередь, международных перевозчиков, то сейчас вырос сегмент легковых и коммерческих авто, что влияет на рост убыточности. Не редкость запросы на страхование 40-60 легковых машин от какой-нибудь транспортной, сервисной или фармацевтической компании.
Клиент проблемный, но верный
При всем этом корпоративный сектор остается наиболее верным и устойчивым к кризисам страхователем. Если физлица снизили число договоров по КАСКО с 75-85 тыс. в 2008-2009 г.г. до 53 тыс. в 2016 году, то юрлица только наращивали объемы — с 38 тыс. до 74 тыс. договоров соответственно, продолжили рост и в 2017 году.
Страховая «сознательность» юрлиц, особенно частной формы собственности, мне кажется более высокой, хотя зачастую стимулируется требованиями законодательства, банков и лизинговых компаний, условиями заключенных договоров. Но к хорошему привыкают быстро, особенно когда это не требует огромных затрат.
В настоящее время страховщики пытаются справиться с ситуацией – отказываются от заведомо убыточных клиентов, до последнего держат тарифы, вводят франшизы, но получается пока не очень эффективно. На мой взгляд, сокращение числа страховщиков в последние годы, взаимная информированность и корпоративная солидарность все-таки должны повысить иммунитет отрасли к демпингу.
Страхователям рекомендую взвешенно подходить к предложениям рынка. Для многих ключевым фактором является стоимость. Это важный показатель, но более правильным будет выбирать страховую услугу по объему защиты и качеству и только потом оценивать тариф.
Высокая цена полиса не гарантирует лояльность страховщика, но с особой осторожностью стоит относиться к очевидно заниженным тарифам — они могут быть результатом ограничений или признаком политики компании, не заботящейся о своей устойчивости.