На днях наш регулятор разместил данные о работе страхового рынка Беларуси за январь-апрель текущего года. В сухом остатке: рост взносов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 114,6%, доля добровольных видов — 55,3%, уровень выплат — 53,2%. На первый взгляд, цифры выглядят более-менее оптимистично, на фоне падения во многих других отраслях экономики. Однако, ситуация выглядит иначе если рассматривать ее с учетом девальвации рубля (за период с апреля 2014 по апрель 2105 года курс рубля к доллару упал примерно на 45%, к евро на 15%) и пониманием того, что очень большая доля видов страхования (по моим оценкам не менее 50-60%) так или иначе «привязана» к иностранной валюте при определении страховых сумм (лимитов ответственности) и, соответственно, взносов. В итоге можно констатировать падение в реальных сборах.
Это подтверждает и динамика «роста» за четыре месяца 2015 года: по результатам января — 122,6%, за январь-февраль — 116,6%, рост первого квартала — 115% и наконец за январь-апрель 114,6%.
Очень хорошо иллюстрирует реальное положение дел статистика сбров по полисам «Зеленая карта» где тарифы определены в евро, оплата взноса может осуществляться только в иностранной валюте и без всяких рассрочек, что позволяет сравнивать не «подписанную» премию, а практически реальные сборы. За первый квартал 2015 года по «Зеленой карте» собрано 8,44 млн. евро, а за аналогичный период прошлого года 9,22 млн. евро (данные опубликованы в журнале «Страхование в Беларуси» за май т.г.), т.е. почти на 800 тыс. евро меньше. При этом данные Минфина показывают 14,3% рост в рублевом эквиваленте.
К концу года более серьезно даст о себе знать и результат борьбы регулятора со схемным «банкострахованием», что уже стало заметно по результатам первого квартала — сборы по страхованию «жизни» 42,95% к аналогчиному периоду предыдщуего года, страхование от несчастных случаев — 55,81% (это основные виды, использовавшиеся при страховании клиентов банков), а компании, которые наиболее активно участвовали в этих процессах, опустились вниз «турнирной таблицы».
Скорее всего не добавит роста реальным сборам и решение Нацбанка о «дедолларизации», т.к. этот процесс не только ограничивает развитие долгосрочного страхования «жизни», стимулирует рост числа договоров с рублевыми страховыми суммами, но и в какой-то степени напрягает некоторых клиентов, привыкших все измерять в «твердой» валюте. Понятно, что Нацбанк старается решить более важные для страны задачи и процесс привыкания — дело времени, но более существенно стоит вопрос о стабильности национальной валюты в долгосрочной перспективе. Да и рост операционных расходов стал заметнее — раньше клиент оплачивал взнос несколькими купюрами, теперь пачками.
Не добавляют радости и данные регулятора по деятельности страховых компаний : 4 страховщика с пометками о прекращении лицензии, да и размер выплат у некоторых компаний, на мой взгляд, выглядит критическим. Рынок остается под угрозой дальнейшего сокращения числа страховых компаний.
В основных сегментах массового добровольного страхования (имущество граждан и предприятий, КАСКО) очевидны тренды на снижение страховых тарифов. Недавно страховали одно крупное здание по классической группе рисков (огонь, аварии, стихия, действия 3-х лиц). Первое предложение клиенту мы сделали еще летом 2012 года, но так получилось, что объект был реально запущен только в этом году, соответственно и практическое страхование началось только сейчас. Мы сохранили все наши подборы за этот период и увидели, что средняя ставка тарифа упала на 40%.
По КАСКО, где еще пару лет назад новые автомобили страховались под ставку 4,5-5,0%, а теперь 3,4-3,6%. При этом в конце 2014 года началось обвальное снижение стоимостей автомобилей, что повлекло снижение страховых сумм и взносов. Между прочим, по данным 2014 года, сборы по КАСКО составляют примерно 30% от всего сегмента добровольного страхования.
Если вернутсья к той же Зеленой карте (за первый квартал 2015 года), то при падении сбора почти на 25 000 шт. выросло количество заключенных договоров, на мой взгляд, это стало следствием, в первую очередь, снижения спроса со стороны автоперевозчиков (тарифы на грузовые авто выше) и их переход на режим «коротких» полисов. Причина понятна — в кризис заказов и перевозок меньше, растет роль оптимизации расходов.
И все это на фоне не совсем позитивной, мягко говоря, общеэкономической ситуации. Страховщики всеми силами пытаются удержать клиентов, скатываясь иногда в очевидный демпинг или авантюрные программы страхования. Но этот путь к хорошему не приведет. Надо сейчас приложить максимум усилий для того, чтоб удержать ситуацию под контролем. В этом процессе, думаю, очень значимой будет роль регулятора. Ситауция поменялась и нужны современные решения и подходы с учетом этой ситуации. Кризис со временем уйдет, но с какими показателями и каким составом рынок увидит этот «новый день»? Какие-то требования стоит ослабить, на какие-то ввести мораторий, что-то изменить — предложения рынком были сформированы и озвучены по линии Белорусской ассоциации страховщиков, в т.ч. и в части деятельности страховых брокеров. Ждем…