Человек вправе выбрать, чьей услугой воспользоваться. В части страхования он может пойти непосредственно в офис страховой компании, обратиться к агенту, работающему от имени этого страховщика или к независимому профессиональному консультанту – страховому брокеру. Главное, чтобы человек приобрел полис (заключил договор страхования), полностью осознавая, что он застраховал и как это будет потом работать.
Плохо, когда клиента интересует только цена. Мы всегда говорим о том, что в страховании цена – важный, но далеко не основной показатель качества и надежности. Плохо, когда человеку по сути «впаривают» полисы, иногда в неподходящих для этого местах, как это происходит, например, с «медстраховками» рядом с посольствами и визовыми центрами, с «автогражданкой» около ГАИ или со страховками «жизни» при получении кредита.
Да, эти страховки являются либо обязательными, либо «добровольно-принудительными», когда их заключение обусловлено требованиями договора или законодательства. Но, стоя на морозе у какого-нибудь посольства, большинство людей не будет спрашивать у агента об условиях страхования. В этот момент страховка нужна только для визы, и все остальное, кроме цены, кажется не важным. Когда же наступает страховой случай, человек не понимает, почему ему отказали или ограничили выплату.
Например, у одного из страховщиков по такой «медстраховке» в стандартном варианте есть ограничения в выплатах на оказание медицинской помощи – 35% от страховой суммы. И если не обратить на это внимание клиента, то он может столкнуться за границей с проблемой. При серьезном заболевании или травме, когда будет необходимость в оказании дорогостоящей медпомощи, страховая компания компенсирует расходы в пределах этих 35%, но если чек из больницы окажется больше, то остальное придется доплачивать из своего кармана. Обычно для шенгенской визы оформляют полисы с покрытием 30 000 евро, следовательно, максимальная выплата составит 10 500 евро. Да, полис с ограничением стоит дешевле, но вопрос в том, ознакомлен ли страхователь с такими условиями в момент продажи, сделал ли он свой выбор осознанно или купил то, что оказалось проще и дешевле.
Существуют ограничения и на стоматологическую помощь. Они есть во всех компаниях, обычно 100-150 евро или долларов, и если с зубами все нормально, то этого обычно достаточно для острых ситуаций, а если нет, то этот вопрос стоит оценить для себя более внимательно. Можно ли это сделать на улице у посольства?
Важно знать и особенности страхования при занятиях спортом и активными видами отдыха за границей. При открытии визы клиент купил полис по обычному «туристическому» тарифу, а потом решил съездить в Альпы покататься на горных лыжах. В случае травмы страховщик, скорее всего, откажет в компенсации расходов на оказание медицинской помощи.
Похожая картина и с обязательной «автогражданкой»: страховка нужна потому что «ГАИ требует», а не потому, что это твоя защита на случай виновности в ДТП. Поэтому, несмотря на то что этому виду страхования уже более 16 лет, до сих пор встречаются люди, которые высказывают претензии на счет такого, в их понимании, «дополнительного побора», путают «автогражданку» с КАСКО, не знают когда и как использовать «европротокол», когда к виновнику ДТП может прийти требование от страховщика о компенсации выплаченных сумм и иные важные моменты. У наших восточных соседей — вообще караул! Эта ситуация с «фальшивыми полисами», на мой взгляд, спровоцирована, в том числе, неуемным желанием продать полис в любой подворотне, а также банальной ленью и расслабленностью страхователей. Но на эту тему поговорим в другой раз, т.к. выводы, сделанные корреспондентом, сродни постановке «телеги впереди лошади»…
Про «кредитные» страховки вообще молчу – пару лет назад был свидетелем такой «продажи» в мебельном магазине. Разговор менеджера кредитного отдела магазина с клиентом, уже измученным к тому моменту долгим выбором товара, можно изложить буквально в нескольких словах: «подпишите здесь, оплатите там, вот вам договор, вот страховка, идите, забирайте свой диван…». Понятно, что о таких полисах потом мало кто помнит, хотя они и «наполнены», в большинстве случаев, реальным рисками.
С «вмененными» страховками сталкиваются и юридические лица, в первую очередь, при лизинге и передаче имущества в залог. Предприятиям стоит проявлять внимательность, когда им навязывается заключение договора страхования в конкретной страховой компании. Зачастую, это связано с финансовыми взаимоотношениями банка или лизингодателя с этой компанией, а не с особыми условиями страхования или повышенной надежностью такого страховщика. При этом очень многие предприятия уже имеют давние контакты со «своими» страховщиками или страховыми брокерами, имеют соответствующие скидки и преференции. Поэтому если к этому вопросу подходить осознанно, а не бежать сломя голову туда, куда сказал банк, то тема страхования становится предметом более внимательного изучения, переговоров и поиска наиболее приемлемого варианта.
Но и при заключении добровольных договоров существует дефицит общения и информированности клиента, что потом опять же приводит к непониманию и завышенным ожиданиям. Например, сейчас на рынке появились т.н. «антикризисные» варианты страхования КАСКО – небольшой тариф при большой франшизе. В целом неплохие, вполне приемлемые варианты, но они требуют дополнительного обсуждения и моделирования ситуаций.
Поэтому не так важно, куда обратился человек или предприятие за получением страховой услуги, важнее как он отнесся к этому вопросу.
Мне видится наиболее оптимальным именно обращение к страховому брокеру, т.к. именно в этом варианте решается ряд важных моментов и, в первую очередь, возможность сделать осознанный выбор из нескольких вариантов с последующим профессиональным сопровождением договора страхования. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что клиенты брокера не «висят» потом на различных форумах по страховой тематике и не задают вопросы типа «как решить проблему со страховой выплатой».
Люди иногда с осторожностью обращаются к страховым брокерам, думая, что они накручивают тариф. Ни страховой агент, ни брокер, согласно нашему законодательству, не имеют права что-либо прибавлять к стоимости страхования. Тариф будет точно такой же, как в страховой компании, либо даже ниже за счет того, что брокер знает какие вопросы задавать клиенту и какие условия можно дополнительно использовать в расчете.
За услуги по поиску страхователей, оформлению и подбору условий страхования брокеру, как правило, платит страховщик. С брокером, или без него клиент обычно оплачивает одну и ту же стоимость страхового продукта. Но с брокером клиент получает профессионального помощника и консультанта на весь срок страхования. В противном случае все свои вопросы со страховщиком он будет решать самостоятельно.
При этом страховой брокер вправе оказывать услуги, включая услуги по подбору условий страхования, за отдельное вознаграждение. В первую очередь это касается страхования сложных и крупных объектов, наличия особых требований к условиям договора, изучению и подготовке необходимого пакета документов. За отдельное вознаграждение брокер может также организовать урегулирование страховых случаев, анализ рынка, подготовку каких-либо аналитических и информационных материалов по страховой тематике.
Например, летом к нам обратился наш польский коллега за оказанием услуг по изучению условий договоров страхования, заключенных на территории Беларуси дочерней структурой одного польского предприятия, находящегося у них на обслуживании. Целью изучения было определение и выдача нашего профессионального мнения о качестве страхового покрытия и его стоимости в условиях нашего рынка для принятия соответствующих решений и оптимизации затрат. Эта работа была оплачена в соответствии с заключенным договором.