На днях на сайте Министерства финансов появилось разъяснение «О порядке определения основного вида деятельности страхового агента — организации». Вроде бы рядовой документ коих десятки и сотни выходят из под пера различных министерств и ведомств. Однако, есть смысл посмотреть на него с иного ракурса. А именно с позиции необходимости внесения в 2014 году ряда изменений в порядок осуществления посреднической деятельности в страховании и их влияния на текущую работу страховых брокеров и агентов.
Появление данного разъяснения вызвано тем, что для организации, являющейся страховым агентом, эта деятельность не может быть основной и/или единственной. Такое требование п.35 «Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь» с одной стороны сыграло свою роль в переходе ряда чистых «агентских» компаний в разряд брокеров и резком росте числа брокеров в целом за последние пару лет, с другой стороны не сильно повлияло на сокращение числа компаний, желающих, т.с. «по совместительству», заниматься еще и агентской деятельностью. И таких организаций уже набралось более 200.
В свою очередь, данное требование о «совместительстве» было внесено в законодательство неспроста — есть проблема разных подходов в регулировании деятельности агентов- юридических лиц и брокеров, причем далеко не в пользу последних. Однако, в итоге получилась некоторая незавершенность в целом правильного процесса: брокеры не получили давно ожидаемых «плюшек» и с агентами-юрлицами до конца не разобрались.
Минфин разъяснил позицию по определению основного вида деятельности, но боюсь, что не все компании-агенты правильно разобрались и с налоговыми вопросами, речь об НДС и применении УСН (п.п. 5.2.5., п. 5. ст.286 НК РБ).
Но принципиальный вопрос в ином. На мой взгляд, страховой посреднической деятельностью, особенно в сегменте организаций, должны в основном заниматься только профессиональные структуры. Действующее законодательство, да и мировая практика, говорят о том, что эта роль отводится именно страховым брокерам. Вся система регулирования должна быть направлена на то, чтобы стимулировать развитие таких структур на следующих основных «китах»: уровень профессиональной подготовки, финансовых гарантий, открытости и контроля со стороны регулятора. Нужно постоянно сужать поле для применения по сути «схемного бизнеса», когда целью заявления «агентской деятельности» является не развитие страхового рынка, сервиса или привлечение новых клиентов, а желание получить со своего основного бизнеса дополнительный «страховой» доход. Это иногда приводит к нарушению прав клиентов через навязывание конкретного страховщика или условий, завышению стоимости страхования, предоставлению неполных и некачественных услуг.
Конечно же могут быть исключения по объективным причинам, например, в отношении банков. Но решать эти вопросы нужно так, чтобы это не входило в противоречие с деятельностью брокеров. Одним из шагов могло бы стать распространение принципа «работы от имени только одного страховщика» и на агентов-юрлиц, который сейчас действует только в отношении агентов-физлиц.
В свою очередь должны расширяться полномочия и возможности брокеров. Страховой брокер может заниматься исключительно страхованием, его деятельность уже сейчас открыта и прозрачна, есть требования к минимальному уставному фонду (25 000 евро), другие ограничения. Существует нормативная база, есть реальные компании и наработанный многолетний опыт (в следующем году «СтрахЭкспертГрупп» готовится отметить 20 лет своей брокерской деятельности) и на этой «площадке», обязательно с учетом наших белорусских реалий и особенностей, нужно строить новые подходы. Ведь если посмотреть на проблему упрощенно, то увидим, что принцип «приоритет для профессионалов» позволит решать все основные ожидания: со стороны клиентов — соблюдение своих прав, возможности выбора, профессиональных страховых консультаций, помощи и сервиса, со стороны государства — прозрачности и законности в работе участников рынка. Когда каждый будет заниматься своим делом — будет проще нормативная база и меньше будет различных разъяснений.