На прошлой неделе посетил в Москве VIII ежегодную конференцию «Энергетическое и промышленное страхование». Получилось неплохое мероприятие с участием представителей «китов» российской экономики из промышленного и энергетического секторов. Интересно было слушать про оценку и страхование рисков, объемам, сложности и условиям страхования которых приходилось даже иногда удивляться, например, франшизе в 5,0 млн. USD, уникальной системе страхования ДМС для 215 000 человек, организации страховой защиты объекта, который строится с 1976 года и т.д. У нас в стране есть крупные объекты и сложные риски, та же строящаяся АЭС, но их число невелико.
Естественно размеры страны, экономки и страхового рынка несравнимы — за прошлый год всем «гуртом» (с обязательными видами — 44% в общей премии) мы собрали 972 млн. рублей, что составило около 500 млн. USD в эквиваленте (эту планку рынок преодолел еще в далеком 2011 году!).
При этом в России, идущие на 3-м и 4-м местах по сбору премии за 3 (!) квартала 2016 года (без учета ОМС) компании Ингосстрах и Ресо-Гарантия собрали на каждого более 1 млрд. USD в эквиваленте (про Согаз с Росгосстрахом уже молчу)! А десятку лидеров по результатам 3-го квартала замыкает компания Согласие, собравшая всего на 100 млн. дол. в эквиваленте меньше, чем весь страховой рынок Беларуси.
Но если сравнить с некоторыми странами ЦВЕ, то и здесь мы в глубоком… проигрыше: близкая нам по населению Чехия за 9 месяцев 2016 года собрала взносов примерно на 3,5 млрд. USD, значительно меньшие по населению и территории — Литва за 1-е полугодие 2016 года — 330,2 млн. EUR, Латвия за этот же период- 283,6 млн. EUR.
Думается, что и мы могли бы больше, даже в нынешней ситуации и при существующей структуре экономики с засильем госсобственности, но что-то явно не работает!
Все-таки, на мой взгляд, по-настоящему риски склонны больше оценивать «частники», соответственно и страхование у них легче встраивается в процесс. Лидерами же в этом вопросе являются компании с иностранным капиталом — вот уже кого особо убеждать не нужно — обсуждение касается лишь объема и стоимости страхового покрытия. По нашему опыту, почти у каждой такой компании на первом месте — страхование персонала (сочетания из «несчастных случаев», ДМС и «жизни») или страхование ответственности, а дальше уже в силу особенностей и объема присутствия в стране. Но, к сожалению, пока наиболее крупные объекты находятся именно под контролем государства, соответственно, их страхование ограничено и имеет особенности. Напомню, что по действующему законодательству госпредприятия имеют право страховать свои риски только у страховщиков с госкапиталом. Причем эти ограничения в равенстве прав собственности пока не только не снимаются и не ослабляются.
Думаю, что по мотивам конференции удастся привнести что-то новое на наш страховой рынок — будем обсуждать с коллегами. Очень понравился вариант «комбинированных» продуктов по линии страхования имущества предприятий и «строймонтажа». Слабо на нашем рынке представлено и работает страхование ответственности директоров (D&O) — российская практика приближена к мировой и этот вид, на мой взгляд, должен развиваться иначе. «Зонтичного страхования» у нас в стране, по-моему, вообще нет. Короче, расти есть куда — двигаемся дальше.
И последнее. Во всех выступлениях ни разу не прозвучал какой-либо негатив по отношению к страховым брокерам, что выгодно отличает российский рынок от нашего. А уж эти люди могли, наверное, что-то сказать — ведь они, с большего, представляли самостоятельные «страховые подразделения» предприятий-страхователей (объемы требуют такой организации). Но брокеры в сделках и сервисе присутствуют, организуя в т.ч. и систему перестрахования.