Куда движется белорусское КАСКО?…

images 14На сайте Белорусской ассоциации страховщиков опубликована статистика по страхованию КАСКО за первое полугодие 2014 года.

Что сразу бросилось в глаза — продолжающееся падение числа заключенных договоров с гражданами. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок потерял — 3746 договоров или 12,7%! Правда, 63% от этого числа — «потери» Би энд Би иншуренс Ко — лидера рынка по сборам в этом сегменте, возможно из-за санкций, тогда степень «восстановления» посмотрим по концу года.  Стоит сказать, что рынок теряет «физиков» уже четвертый год подряд. При этом число договоров с юридическими лицами понемногу растет и это полугодие не стало исключением: прирост на 641 договор или на 2,06%.

У физлиц уменьшилась и сумма взносов в белорусских рублях, что выглядит немного странно на фоне постоянной девальвации курса рубля (примерно на 16% по отношению к USD с июня 2013 по июнь 2014) и валютных страховых сумм по основной массе договоров (официальных данных нет, пользуюсь опытом СтрахЭкспертГрупп — менее 1% договоров с гражданами имеют страховые суммы в рублях).

Почему происходит падение договоров КАСКО с гражданами?

На мой взгляд, причин несколько:

1. экономические — банальное «нет денег» слышится сейчас довольно часто;

2. ограничение доступа к кредитным ресурсам из-за высоких ставок — для «автокредитов» под ставку 35-40% годовых можно смело использовать слоган с плакатов о повышении финансовой грамотности — «няма дурных»;

3. слабое обновление парка в силу насыщения рынка в период активных покупок 2010-2011 г.г. и последующих ограничительных барьеров на ввоз авто, а также по причине озвученной в п.2 — люди пока ездят на том, что купили раньше, при этом авто стареют и люди отказываются от КАСКО по причине ухудшения условий страхования для таких авто (вариант «с износом», тариф, проблемы «дефектов», «минимальыне взносы» и пр.);

4. использование людьми возможностей и преимуществ, которые представляет покупка авто «на предприятие» — экономия на «зачете НДС», лизинг, списание расходов на топливо и ТО и т.д.;

5. постепенное улучшение некоторых условий по обязательной «автогражданке» (ОСАГО) — введение комплексных договоров (для справки — в 2013 году по стране заключено 4156 КД, думаю, что лишь единицы из них имеют еще и полис КАСКО), «европротокол» для оформления ДТП без участия ГАИ и увеличение суммы возмещения до 400 евро, расширение вариантов получения страхового возмещения и т.п. — учитывая, что основным риском при использовании авто остается ДТП, то «роль» ОСАГО в «давлении» на КАСКО, на мой взгляд, существенна.

Что касается падения взносов, то тут, кроме уменьшения числа договоров, есть еще два момента:

1. снижение страховых сумм (см. п.3 выше);

2. снижение тарифов — буквально за 2-3 года средний тариф (особенно по новым авто) упал с 4,5-5,5% до 3,5-4,0% без «ухудшения» условий страхования, а скорее наоборот.

При этом отмечу положительную динамику в подготовке людей — большинство из них уже понимает, что такое КАСКО, какие преимущества дает и почему ОСАГО не в полной мере защищает интересы автовладельца.

Что делать рынку для изменения ситуации по «КАСКО физических лиц», кроме ожидания улучшения состояния экономики и благосостояния граждан?

1. попробовать вернуть сегмент недорогих и возрастных машин на условиях разумного сочетания качества страховой защиты и ее стоимости, с учетом особенностей таких авто и ожиданий их владельцев;

2. решить имеющиеся проблемы условий страхования, в частности, проблему дефектов с одновременной оптимизацией тарифов — мы очень часто слышим от клиентов просьбу предложить КАСКО «без проблем» даже с более высоким тарифом — люди готовы не бегать «по каждой царапине», но хотят полного возмещения при наступлении страхового случая, не хотят погружаться в проблемы «оригинал/не оригинал» и т.п.;

3. более гибко использовать возможности комплексного страхования с целью стимулировать человека к сохранению договора КАСКО в рамках имеющихся иных договоров (строения, домашнего имущества, от несчастных случаев и др.), по возможности, найти способ учитывать «аварийность» (историю) и наличие полисов в иных компаниях, ведь хорошая история (даже у другого страховщика) и наличие у человека 2-3 и более дополнительных полисов, купленных добровольно, говорит о многом;

4. ввести мораторий на «войну тарифов» для новых автомобилей — все эти снижения, акции и скидки дают лишь краткосрочный эффект и последующие проблемы при пролонгации;

5. выровнить условия продаж внутри каждого страховщика, максимально исключить какие-либо тарифные префренции для дилерских центров, банков и лизинговых компаний — я не верю в осознанность выбора КАСКО клиентом в момент покупки авто — в идеале полис должен покупаться у профессионального участника рынка (брокер, агент, специалист страховщика), что обеспечит эту осознанность и, как следствие, снижение будущих проблем, вызванных недостаточной информированностью и завышенными ожиданиями;

6. продолжать добиваться выравнивания условий работы для компаний всех форм собственности  в части допуска к ОСАГО, тогда и шаги по улучшению «автогражданки» можно легче увязывать с интересами всего рынка.

А поспособствовать обновлению парка в ближайшее время могут: разрешение для граждан с 1 сентября приобретать имущество в лизинг, а также широчайшие возможности российского рынка новых авто, тем более на фоне возникших проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *