На днях завершилась история с одним страховым случаем, который коснулся нас по линии страхования имущества одного нашего клиента — юридического лица, но речь больше пойдет об обязательном страховании ответственности автовладельцев (ОСГО). Случай не столько необычный, сколько поучительный.
Суть. В начале марта 2016 года дама на автомобиле, при выезде с паркинга одного ТЦ в г.Минске, сталкивается с автоматическими скоростными воротами и повреждает их. Все бы ничего, но она уезжает — скрывается с места ДТП. Находят ее уже потом. Здание ТЦ застраховано и эти договоры страхования обслуживаются нашей компанией.
Клиент известил нас о возникшей проблеме. Мы организовали осмотр поврежденного имущества страховщиком, помогли составить необходимый пакет документов. Клиент занялся процессом восстановления, в ходе которого выяснилось, что нанесенные повреждения не могут быть устранены путем ремонта и ворота необходимо менять. Цена вопроса около 180 млн. неденоминированных рублей (чуть менее 10 000 USD). Так получилось, что в одной страховой компании были застрахованы и «автогражданская ответственность» виновницы (ОСГО) и само имущество. В итоге, наш клиент, по линии полиса ОСГО, получает выплату около 161 млн. «старых» рублей и направляет их подрядчику для выполнения работ по замене поврежденных ворот. В чем же «соль» этого случая?
Я бы отметил 2 момента.
Первый. В том, что страховая компания, выплатившая страховое возмещение по полису ОСГО, имеет право требования (и явно им воспользуется) в пределах выплаченных сумм (161 млн. руб.) к виновнице, т.к. она не сообщила в ГАИ и скрылась с места ДТП (п.206 Главы 13 «Положения о страховой деятельности в РБ»). Более того, наш клиент также будет вправе предъявить ей претензию в размере разницы между фактически понесенными затратами на устранение ущерба и суммой полученного страхового возмещения, т.е. еще примерно на 19 млн. руб. — помним, что ожидаемая сумма итоговых расходов — около 180 млн. руб.
Воспользуется ли он своим правом — неизвестно, но обращаю внимание на то, как на «ровном месте» человек «попал» на такую внушительную сумму, хотя стоило просто вызвать ГАИ — отделалась бы штрафом. При этом стоит отметить, что лимит ответственности по полису ОСГО за вред имуществу — 10 000 евро и, скорее всего, учитывая складывающуюся судебную практику в Беларуси, удалось бы «закрыть» все проблемы в рамках своего полиса ОСГО.
Второй. В правильном подходе нашего клиента, страхующего свое имущество. Ведь виновника ДТП могли не найти или повреждения могли возникнуть в результате иных событий: стихийных бедствий, пожара, аварии различных систем, неправомерных действий 3-х лиц и т.п. Вот не нашли бы виновника и замена ворот легла бы на плечи клиента, а так практически все оплатила страховая компания. При этом наш клиент практически избавлен и от непростых судебных тяжб, требующих не только больших временных и кадровых затрат, но и не всегда обеспечивающих оперативную и полную компенсацию ущерба — сейчас это будет проблема страховой компании…